По оценкам аналитиков, уже совсем скоро то, что еще недавно показывали в кино и что казалось фантастикой, может стать реальностью. Беспилотный транспорт в мире развивается уже не одно десятилетие, и это происходит довольно успешно. Прогнозируется, что к 2025 году количество беспилотных автомобилей в России достигнет 230 ед., а к 2050-му – порядка 11 млн. Уже формируются дорожные знаки для автомобилей без водителей и оговариваются варианты трасс, по которым поедут первые беспилотники.
Трасса № 1
Первая трасса для беспилотников появится между Новороссийском и Санкт-Петербургом.
В Минтрансе уже создана особая группа, которая займется подготовкой проекта по строительству первой трассы для беспилотников между этими городами. Сообщается, что для реализации проекта необходимо переработать нормы проектирования дорог, предусмотреть на трассах дорожные знаки и радиосигналы, по которым автомобиль будет ориентироваться.
«Беспилотные машины должны не только ездить по дорогам, но и соблюдать все дорожные знаки, определять пешеходов и виды препятствий, прекрасно различать соседние машины, реагировать на туман и т. п.», – добавляет первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Каждый километр трассы также должен быть оборудован специальными датчиками, которые смогут вести беспилотники в едином информационном пространстве. Для осуществления этого проекта разработчикам необходимо будет продумать множество деталей: от дорожных знаков до системы радиосигналов, которая будет предупреждать автопилот о возможных опасностях на маршруте.
По словам И. Андриевского, те же дорожные знаки и разметка должны быть такими, чтобы беспилотник их мог легко считать. Эксперты отмечают, что, помимо этого, необходима организация ремонтных мастерских. «Вся существующая инфраструктура дорожного движения должна быть пересмотрена, так как будет вводиться принципиально новый тип транспорта, а не просто ставиться новая модель автомобиля на старое шоссе», – подчеркнул он.
Знак безопасности
Уже известно, что к 2018 году запланировано появление дорожных знаков для беспилотных автомобилей. Первые появятся на тестовых участках российских дорог в Москве, Подмосковье и Татарстане. На этих трассах намечено проведение испытаний автомобилей, способных передвигаться без водителя. Проекты новых дорожных знаков уже представила компания Cognitive Technologies. Пакет документов с дизайн-макетами знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД. Три новых дорожных знака имеют следующие значения: «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства», «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта» и «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта». В целом ввод знаков в эксплуатацию запланирован в 2020 году.
Отметим, что на трассе между Австрией и Нидерландами уже появились первые беспилотные грузовики. По словам IT-советника генерального директора транспортно-экспедиционной компании «ПЭК» Вячеслава Тимонина, уже через 10 лет и в России по магистралям начнут ездить полуавтоматические, контролируемые оператором грузовики. «Для развития систем автопилотирования нужна качественная дорожная инфраструктура, для безопасного движения с приемлемой скоростью требуется ровное дорожное покрытие и хорошо различимая разметка. Нужны подробные базы данных маршрутов. Ведь если на пути у беспилотника возникнет препятствие, заранее не учтенное в маршрутной карте, то, боюсь, он может и не доехать до пункта назначения», – пояснил он.
По мнению И. Андриевского, вряд ли в России через 10 лет этот вид транспорта сможет стать массовым. Однако грузовые и пассажирские перевозки на специальных автобанах или закрытых площадках промзон вполне возможны. «У США сейчас шансов больше, но тоже не 100%, что через 10 лет везде у них будут беспилотники. Для этого нужно проделать огромную работу. Фактически речь идет о создании некоего подобия искусственного интеллекта: беспилотник должен уметь анализировать массу параметров, а также быстро и точно принимать решения, от которых зависит жизнь и безопасность большого числа людей», – полагает И. Андриевский.
Нормы и правила
Эксперты считают, что также должны быть выработаны международные нормы для беспилотных перевозок, в том числе в части безопасности данных, защиты каналов связи, юридического урегулирования вопросов при попадании беспилотников в ДТП или нарушении правил дорожного движения.
Кроме того, по словам В. Тимонина, стоит подумать над безопасностью самих автомобилей. «С точки зрения вандализма они совершенно беззащитны», – комментирует эксперт. В связи с этим необходимо изменение законов, введение новых аспектов административной ответственности.
«Достаточно напомнить, что раньше многие детали изготавливали люди, а сейчас их делают станки-автоматы (фактически роботы) – и никого это не удивляет. Очевидно, что со временем для беспилотного транспорта появится и законодательная база, а психология людей изменится, никто не будет удивляться тому, что машина двигается самостоятельно, а не управляется человеком», – прогнозирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.