Систему штрафов хотят поставить на интеллектуальную основу

Без рубрики

Развертывание программ установки камер фотовидеофиксации нарушений ПДД в российских регионах станет основой для создания интеллектуальной системы автоперевозок. Однако пока подобные проекты встречают в штыки из-за несовершенства технологий применения технических средств.

В открытом обращении к вице-премьеру правительства РФ Игорю Шувалову руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев пожаловался на то, в 2015–2016 гг. возросло количество обращений от автомобилистов с жалобами на ошибочно выписанные им постановления о нарушениях правил движения, а также по поводу нарушения порядка установки камер фотовидеофиксации.
В июне–августе 2016 года ФАР провела мониторинг систем автоматической фиксации нарушений на соответствие действующему законодательству. Исследования охватили более двух десятков регионов РФ и выявили, что почти 40% стационарных комплексов фиксации нарушений не отвечают требованиям информирования о местонахождении этих комплексов. Основная претензия – отсутствие предупреждающей таблички.
Кроме того, прозвучало обвинение в том, что реальные характеристики на установленных комплексах фотовидеофиксации ГИБДД не всегда соответствуют заявленным в сертификатах на них параметров.
По поводу табличек представители ГИБДД не спорят. В частности, в управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти обещали провести проверку. Однако по поводу качества работы камер было дано пояснение: многие недоразумения возникают из-за того, что на документах, которые которые присылают из Центра организации дорожного движения, может быть не видно деталей – иногда даже гос. номера автомобиля трудноразличимы, не говоря уже о лице водителя. Однако это само по себе не повод для обжалования постановление о штрафе. В ГИБДД нарушения фиксируются на цифровом носителе с высоким разрешением. Однако были прецеденты, когда присланные фотографии высокого качества приводили к семейным драмам и даже разводам, после чего было решено снижать качество рассылаемых фото. Ведь ГИБДД не полиция нравов, и дело не в том, кто сидит рядом с водителем на переднем сиденье – жена или любовница, а в самом факте нарушения. При желании владелец машины всегда может получить картинку, где видны детали, необходимые для опознания.
Впрочем, председатель Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ Анатолий Кучерена пообещал, что если будут происходить ошибки из-за работы техники, то такие факты возьмут под контроль.
Напомним, в конце прошлого месяца высокий резонанс в СМИ вызвала ошибка при фотовидеофиксации, когда водитель из Москвы получил штраф за пересечение линии разметки тенью его автомобиля. Этот «бой с тенью» москвичу удалось выиграть – в ГИБДД оперативно отменили постановление.
Также напомним, что в 2014 году в Генпрокуратуре установили, что в ряде случаев ошибки систем автоматической фиксации нарушений ПДД возникали не из-за некачественной работы техники, а из-за недостаточно проработанных правил использования камер. В некоторых регионах с помощью штрафов, выписываемых камерами, региональные власти стремились затыкать дыры в бюджетах. Подобные нарушения при эксплуатации комплексов были выявлены, например, в Краснодарском крае, Архангельской области, Бурятии.
По-видимому, выданные надзорным ведомством рекомендации были учтены лишь частично. Скажем, ГИБДД запретила использовать видеокамеры на дорогах для фиксации таких нарушений как непристегнутый ремень и невключение фар, а также уточнила порядок использования фото с приборов для выписывания штрафа. Появился запрет на так называемое «визуальное выявление» нарушений, когда штраф выписывается не по заложенному в компьютер алгоритму, а в результате самостоятельного изучения инспекторами сделанных в потоке снимков.
Руководитель отдела пропаганды компании «Технологии Распознавания», которая занимается разработкой программного обеспечения для дорожных камер, Сергей Кусов рассказал, что комплексы «Автоураган» способны выявлять выключенные фары автомобилей. «Чисто технически мы можем предоставить регистрацию правонарушений по невключенным фарам. В автоматическом режиме это делается, но не в любое время камера дает нормальный результат, так как при сильном солнце не всегда понятно: горят фары или не горят», – пояснил он. В таком случае инспектор по фото пытался оценить сам, произошло нарушение или нет. Между тем, подобное «додумывание» недопустимо. Например, камера могут неверно распознать светодиодные фары. А если нельзя исключить вероятность ложного срабатывания, то и штраф выписывать незаконно.

ФАР предупреждает

Тем не менее, судя по последним данным ФАР, некоторые предписания Генпрокуратуры, выданные еще два года назад, оказываются до сих пор актуальными. Прежде всего речь идет об отсутствии знаков, предупреждающих водителей об использовании средств фотовидеофиксации.
Кроме того, в ряде регионов по-прежнему предпринимают попытки расширить перечень нарушений, за которые можно наказывать водителей с помощью автоматической фиксации. Именно поэтому в ФАР пришлось снова напомнить о том, что для этого установленные комплексы следует сертифицировать. Иными словами, должна существовать программа, которая способна распознать заявленный инцидент, а во время закупки камер в регионах должны зафиксировать ее наличие в соответствующем техническом задании в тендерной документации.
Причем, процесс работы камер должен изучаться, чтобы совершенствовать алгоритмы распознания. Недавно, скажем, в Нижнекамске штраф был выписан на машину, которая после ДТП перемещалась на эвакуаторе, водитель превысил скорость. Однако штраф после случившегося получил владелец эвакуированного автомобиля, сообщил он на своем блоге в Instagram.

Камеры по всей стране

В 2016 году в ряде регионов взялись за осуществление пилотных проектов по усилению борьбы с ПДД, которые предполагают установку дополнительного количества камер.
Например, на дорогах Удмуртии дополнительно намечено установить 173 стационарных комплекса фиксации нарушений правил движения и еще 50 – передвижных.
В регионе подобный проект признан доходным делом. По предварительным прогнозам, за 5 лет сумма поступлений от штрафов за нарушения ПДД в казну субъекта РФ превысит 5 млрд руб. При этом сумма затрат оценивается в 1,65 млрд руб.
В Удмуртии будут фиксироваться такие нарушения, как превышения установленной скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требования об остановке перед стоп-линией. Используемые автоматические комплексы фиксации нарушений снизили смертность на дорогах республики Алтай на треть, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев.
Еще 40 комплексов фото и видеофиксации установят на самых аварийных участках дорог в Кировской области уже в текущем году. По данным статистики, в 2015 года число ДТП в Кировской области сократилось на 13,9%. Положительной динамики удалось добиться, в том числе благодаря комплексам фотовидеофиксации нарушений. Именно поэтому в регионе взялись за данный проект.
В ряде субъектов РФ намерены не просто устанавливать новые камеры, но и расширять их алгоритмы. В частности, камеры наблюдения на дорогах Вологодской области ранее они отслеживали только несоблюдение скоростного режима, а теперь будут фиксировать также нарушение правил проезда перекрестков и правил стоянки. Однако в регионе полагают, что при несоблюдении ПДД во время аварий и пробок анализировать ситуацию должен все-таки инспектор.

Фотовидеофиксацию совместят с весовым контролем

В Росавтодоре намерены обобщить опыт пилотных проектов, чтобы расширить возможности фотовидеофиксации инцидентов. Как сообщил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, проект развития системы весового контроля в России предусматривает не только синхронизацию работы стационарных и автоматических пунктов контроля, но и создание единого информационного пространство контрольно-надзорных ведомств.
Решение об объединении «Платона» с системой весогабаритного контроля примут до конца года. Пилотный проект начнет действовать с 1 октября. Он предполагает использование технических средств системы «Платон» для весогабаритного контроля. Это означает появление интеллектуальной системы, позволяющей автоматически взвешивать грузовик на дороге во время движения. Дорожные весы должны дополнить комплексы фотовидеофиксации, чтобы повысить достоверность выявления нарушителей без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора.
В перспективе в России будет создано единое транспортно-логистическое пространство, которое позволит снизить стоимость грузовых перевозок за счет создания в нем открытого электронного рынка транспортных услуг, считает министр транспорта России Максим Соколов. Для создания такого пространства возможно также использовать систему «Платон» – как платформу для дополнительных сервисов.

.