Основываясь на сообщениях представителей нефтяной отрасли, «Российская газета» предупредила, что через полтора года Россию ждет дефицит бензина.
«Российская газета» решила выяснить, как это вообще возможно в нефтяной державе. А если это так, то насколько топливо может вырасти в цене, не пора ли каждому автомобилисту иметь в гараже бочку 92-го и солярки про запас уже сейчас?
В определенном смысле дефицит бензина есть уже сегодня, правда, он совсем небольшой, и рынок вполне спокойно с ним сосуществует, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
«В то же время российского бензина почти хватает для внутреннего использования», — подчеркивает эксперт. И вот в этом «почти» и кроется главная проблема. При существующей динамике курса рубля бензин в Европе становится все дороже. В этих условиях нашим компаниям, соответственно, все более выгодно продавать его за рубеж, чем собственным АЗС. Особенно при том варианте налогового маневра, который сейчас работает.
Напомним, нефтяники считают, что в результате налогового маневра (снижение экспортной пошлины и акцизов на нефть в 1,7 раза и на нефтепродукты в 5 раз с одновременным повышением налога на добычу нефти в 1,7 раза и газового конденсата в 6,5 раза. — «Российская газета») многие НПЗ снизили доходность, следовательно, они не смогут вовремя провести модернизацию и выпускать качественное топливо в необходимых объемах. Такое положение дел может привести к росту цен на топливо, которое в России дорожает гораздо медленнее, чем за рубежом. Если взять, например, 2015 год, то бензин подешевел только на Мальте (95-й) — на 4,9 процента. Во всех остальных странах наблюдался дружный подъем.
Причины роста понятны, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «В цене нашего бензина стоимость нефти составляет около 7 процентов. А дорожает он потому, что практически нет факторов, которые могли бы снизить цену. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, которая в цене литра топлива занимает около 60 процентов», — отметил он он.