Потребление бензина в России упало впервые за 15 лет, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные приводятся в исследовании российской компании Vygon Consulting. За прошлый год автомобили в стране использовали почти 35,5 млн тонн этого топлива. Это на 1,3% меньше, чем в 2014 году. С начала 2000-х спрос на бензин на внутреннем рынке ежегодно рос, отметили эксперты. Нынешнее падение, по мнению исследователей, связано с тем, что из-за сокращения доходов населения и девальвации рубля упали продажи легковых автомобилей. В ближайшее время потребление бензина продолжит снижаться, отметил управляющий директор компании Vygon Consulting Григорий Выгон.
«Мы ожидаем, что к 2017 году потребление бензина серьезно сократится и будет на уровне порядка 33-32,8 млн тонн. Это связано, опять же, с тем, что объемы продаж автомобилей не установятся, потому что наблюдается экономический спад, резкое снижение реальных располагаемых доходов населения, снижение объемов автокредитования. В общем-то, оптимизма в быстром восстановлении этого сегмента мы сегодня не видим», — уверен Выгон.
Потребление бензина действительно сокращается из-за того, что снижается спрос на новые машины, признал президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Владимир Моженков. При этом россияне все чаще выбирают модели с дизельными двигателями, добавил эксперт.
«Дизелизация четко прослеживается в кроссоверах, и все больше люди пересаживаются на седаны, которые имеют дизельные двигатели. Если бензиновые, то лошадиных сил больше, более скоростной автомобиль. Учитывая десятки тысяч камер по всей России, люди стали ездить немного тише. Сейчас пробки по всей стране, особо не разгонишься, а иметь мощный двигатель, тем более бензиновый, который много кушает, и стоять в пробках в миллионниках и даже 500-тысячниках — это сказывается на кошельке. Люди стали более практичными», — цитирует издание Моженкова.
Потребление бензина в России напрямую зависит и от спроса на этот вид топлива у грузоперевозчиков, которые также переходят на машины с дизельными двигателями. Автомобили с бензиновыми моторами используются редко, чаще всего — на небольших расстояниях, подтвердил гендиректор транспортной компании Bedford Group Владимир Ворошилов.
«Все, что касается коммерческих перевозок грузов, — это дизель и газ. Есть небольшой сектор грузовых перевозок, где бензин все-таки присутствует, но он довольно узкий. Это внутренние городские перевозки, там, где небольшие расстояния и небольшой объем грузов, где машины используются типа «Газели», да и те большей частью переходят на газ. Это всевозможные сервисы по городу: продукты питания, перевозка продуктов внутри магазинов шаговой доступности, и в сетевых магазинах все равно присутствуют крупные машины», — отметил Ворошилов.
По прогнозу Vygon Consulting, из-за роста производства и сокращения потребления бензина в России в 2017 году его экспорт может превысить 9 млн тонн, это более 20% от всего объема выпуска.