После повышения размера платы за проезд грузовиков в отдельных узких сегментах перевозок может сформироваться переток грузов на железнодорожный транспорт
Повышение размера платы в систему «Платон» с 15 апреля не вызовет массовый переток грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт. Однако, в отдельных узких сегментах перевозок такая миграция грузов возможна, полагают опрошенные эксперты.
С 15 апреля при расчёте платы за проезд по федеральным автодорогам грузовиков массой свыше 12 тонн и выше в счет возмещения вреда, наносимого ими автодорожной инфраструктуре, будет применяться коэффициент 0,82 вместо нынешнего 0,41. Решение об этом приняло правительство РФ. Таким образом, фактический размер платы составит 3,06 рубля за километр и увеличится по сравнению с нынешним (1,53 руб.) в два раза. Изменение коэффициента позволит увеличить доходы федерального бюджета, которые будут направлены на дальнейшее развитие сети автодорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, говорится в пояснительной записке к постановлению.
Введение в эксплуатацию в ноябре 2015 года системы взимания платы «Платон» не стало фактором массового переключения отправителей грузов второго и третьего класса (зерновые и генеральные грузы) с автомобильного на альтернативные виды транспорта из-за того, что дополнительный сбор не привел к существенному увеличению конечной цены этих грузов, считает эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Дмитрий Нарежный. Кроме того, он отметил, что действие «Платона» распространяется только на дороги федерального значения, доля которых в общей протяженности дорог с твердым покрытием составляет не более 5%. Повышение платы за проезд фур с 15 апреля, по его мнению, не поставит перед грузоотправителями вопрос о переключении на альтернативные виды транспорта.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также считает влияние «Платона» на выбор вида транспорта незначительным. «Во-первых, возможному изменению логистики перевозок могут активно противиться грузоотправители и грузополучатели. У них, возможно, нет желания и возможности получать свои грузы другими видами транспорта, они не планируют изменять привычный порядок вещей. Во-вторых, возможное изменение логистики, переход на другие виды транспорта может потребовать значительных затрат. то есть окажется менее выгодным даже с учетом увеличения тарифа системы «Платон». В-третьих, зачастую, многие виды грузов перевозятся именно по автомобильным дорогам, и доставка их другими видами транспорта или очень затруднительна, или невозможна в принципе», — пояснил Дмитрий Баранов. Он также отметил, что автомобили при доставке грузов в большинстве случаев нужны на первой и последней миле. «Перевозчикам проще изменить стоимость своих услуг, чем менять логистику доставки», — сделал вывод эксперт.
Старший менеджер подразделения стратегического планирования аудиторской компании PwC Виктория Синичкина также не ожидает в ближайшем будущем смещения спроса на транспортно-логистические услуги между сегментами. В целом, принятие решения о выборе перевозки грузов по железной дороге зависит от разных факторов, в том числе и от темпа и размера индексации тарифов на них.
Решающее значение при выборе вида транспорта, по мнению вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, имеют такие критерии как расстояние перевозки, способ упаковки груза, использования специального подвижного состава, стоимости единицы веса груза, возможности использования альтернативных видов транспорта с учетом обеспечения сохранности груза и срочность доставки.
Вместе с тем на рынке уже фиксировались случаи перехода грузоотправителей на железнодорожный транспорт после введения системы «Платон». По данным Валерия Алексеева, это касалось доставки «дорогих металлов из района Урала в порты Санкт-Петербурга». Сотрудник ИПЕМа Дмитрий Нарежный в свою очередь уточнил, что на некоторых маршрутах часть отправителей строительных грузов, в частности, щебня, переключилась на железнодорожный транспорт.
В перспективе 3-5 лет, по предположению Дмитрия Баранова, миграция грузов с фур на вагоны может произойти в случае, если железнодорожные операторы смогут обеспечить сравнимые с автомобильным транспортом условия перевозки грузов. Также он отметил потенциал развития сегмента контрейлерных перевозок, позволяющих сохранить автомобильную доставку, но при этом воспользоваться возможностями железной дороги на части пути. Как ранее сообщала газета «Гудок», по прогнозу АО «Федеральная грузовая компания» к 2018 году объём контрейлерных перевозок может достичь 25–30 вагоноотправок в год.